Школа имеет опыт безотметочного обучения в форме «Дневника достижений» учащегося в начальной школе. В таких дневниках отражаются результаты различных проверочных работ, оценочные шкалы к ним, «карты знаний». Ученики записывают в них обобщения пройденного материала, итоги проектной деятельности, творческие достижения, фиксируют интересные вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы. Проведенные школой исследования показали, что проектная деятельность и безотметочное обучение в начальной школе повышают психологическую комфортность ученика, улучшают его эмоциональное состояние (как результат - наблюдается снижение тревожности), повышают уровень коммуникативной активности, что в свою очередь влияет на повышение общей и учебной мотивации ребенка.
Естественным развитием этого опыта становится процесс внедрения форм безотметочного обучения в среднем звене. Одной из таких форм является «портфолио».
«Портфолио» рассматривается школой как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся.
Основной смысл «портфолио» – дать возможность самому ребенку показать всё, на что он способен.
Педагогическая ценность «портфолио»:
- смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;
- интеграция количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического акцента с оценки на самооценку;
«Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
«Портфолио» рассматривается школой еще и как форма социального партнерства – это нестандартная форма взаимодействия детей, родителей и педагогов.
Новое понимание качества образования подразумевает использование технологий, позволяющих создать педагогическое пространство, обеспечивающее его достижение, а также влечет за собой изменение системы оценивания результатов образования.
Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетенций, отличаются тем, что первостепенным принципом их реализации выступает «субъектность» ученика. Внедрение «портфолио» должно стать одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование высокого уровня компетентности учащихся.
«Портфолио» представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной деятельности, предназначенными для презентации, анализа, оценки, развития рефлексии, для осознания ими результатов своей деятельности.
Эффективное внедрения проекта «Портфолио» способствует:
- формированию у большинства учащихся высокого уровня социальной компетентности;
- формированию умения работать с информацией;
- повышению учебной мотивации;
- сохранению психоэмоционального комфорта учащихся;
- повышению активности участников образовательного процесса в оценке образовательных достижений учащихся.